ВНИМАНИЕ!!!
В период зимних каникул педагог-психолог ГБОУ ООШ с. Новая Рачейка Глушенкова Людмила Анатольевна оказывает психологическую помощь. Связаться с педагогом-психологом вы можете по следующим видам связи: по телефону: 8-937-174-97-95; по электронной почте: ludmilaglyshenkkova@gmail.com; по вайберу 8-937-174-97-95
Также можно обратиться за психологической помощью:
Информацию о возможности получения консультационно-психологической помощи при возникновении сложной жизненной ситуации вы можете получить в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования»
г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, д. 24а
Волкова Галина Александровна
Контакты: (8464) 37-58-65
http://cdk.minobr63.ru/
e-mail: cdk-syzran@mail.ru
ГБУ ЦППМСП «Центр социально-трудовой адаптации и
профориентации» г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
Дронов Михаил Викторович
Контакты: (8464) 99-92-62, (8464) 99-92-52
http://www.cstaip-syzran.ru/
e-mail: cstaip@ncts.ru
Единый общероссийский телефон доверия
Памятки для обучающихся, родителей и педагогов!
Как взаимодействовать с подростками группы риска.
Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
Как преодолеть детскую игровую зависимость.
Как создать благополучный эмоциональный климат при подготовке к ГИА.
Памятка для родителей. Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе.
Советы взрослым: что делать, если ребенок…
Младший школьный возраст — период активного познания мира, самостоятельности и созидания. Ребенок проявляет себя в учебе, спорте, творчестве, повседневных делах — и ждет признания и одобрения взрослых. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка нередко сменяется огорчением и тревогой. Рассудительный и старательный младший школьник то превращается в неуправляемого трехлетку, то вдруг заставляет задуматься о приближающемся подростковом возрасте.
Предлагаемые советы помогут понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.
Обманывает
Когда родители обнаруживают, что ребенок обманывает их, то они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».
Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?
Детская ложь — это способ:
- скрыть свою вину или неудачу;
- избежать наказания;
- выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
- превзойти взрослого;
- подчеркнуть свою значительность;
- добиться похвалы или проявлений любви;
- оказаться в центре внимания;
- приукрасить действительность, пофантазировать.
Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают учителям придуманные причины пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.
Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — все меньше доверия.
Что делать:
1) определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) будьте честны со своим ребенком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
5) не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).
Ворует
Среди причин детского воровства можно выделить следующие:
- Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.
- Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».
- Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
- Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.
Как реагировать на воровство:
- постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
- без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;
- сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.
Что делать:
1) обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
2) обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
3) подавайте положительный пример ребенку своим поведением;
4) объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.
Сквернословит
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова?
Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.
Причины сквернословия:
- бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);
- повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);
- стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);
- желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Если сквернословит младший школьник:
1) объясните, что ругань является частью нашего языка, но не следует навязывать ее тем, кого она оскорбляет;
2) скажите, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
5) предложите выразить свои чувства другими словами.
Бесполезно:
1) ругать или запрещать;
2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.
Полезно:
- следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
- объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
- научить справляться с отрицательными эмоциями;
- научить реагировать на чужую грубость или агрессию.
Рушит, крушит, ломает…
Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса».
Например, ребенок, которому взрослый не разрешил что либо делать (смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий и т.д.), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).
Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы родителям:
- высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
- силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
- каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому сможешь привести все в порядок»);
- не заменяйте сломанные ребенком предметы новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны.
Дерётся
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Обращение с детьми до вспышки агрессии:
- отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
- предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
- физически удержать от нападения;
- дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).
Почему не следует использовать телесные наказания:
- ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;
- ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
- телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.
Обращение с детьми после вспышки агрессии:
- сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
- удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
- ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
- если используется наказание (лишение игры на компьютере), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
- не отвечать агрессией на агрессию;
- терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.